28-летний Денис Злыгостев погиб во время дайвинга в Листвянке. По результатам экспертизы причиной смерти стала баротравма легких. Журналист IRK.ru пообщалась с родителями погибшего, друзьями и представителем дайвинг-центра, чтобы выяснить, что произошло, и почему Дениса не удалось спасти.

1.

2 июля Денис вместе с друзьями поехал в Листвянку. Решил попробовать дайвинг на Байкале. До этого он ни разу не погружался. Заранее нашел контакты дайвинг-центра «Новое измерение», договорился с инструктором и предложил другу Дмитрию и его жене Наталии.

— Муж отказался сразу. Он не любитель экстремальных приключений. Предложил мне, потому что у меня уже был опыт погружения в Таиланде, и я согласилась, — вспоминает Наталия Шарова. — Мы выбрали день и поехали всей семьей, взяли с собой бабушек и ребенка.

Приехав в Листвянку, все спустились к берегу, где находится дайвинг-центр. Их уже ждал инструктор Александр, с которым договаривался Денис. Планировалась подводная экскурсия на затонувший корабль, расположенный на глубине 10 метров.

По словам Наталии, первым делом зашел вопрос об оплате. Стоимость погружения — 4500 рублей с человека. Перед поездкой Денис перечислял предоплату на карту инструктора. На месте оплатил еще 2000 рублей наличкой. Наталия перевела деньги за себя.

Наталия в день трагедии. Девушка в последний момент отказалась от погружения
Наталия в день трагедии. Девушка в последний момент отказалась от погружения

Перед погружением инструктор предупредил, что положено плыть по одному, держаться рядом и не отплывать далеко, поскольку вода сильно мутная. Как рассказывает Наталия, они с Денисом захотели погружаться вместе, и Александр с ними согласился. По ее мнению, в этом случае он изначально действовал не по инструкции.

После этого они прослушали инструктаж. Им объяснили, как правильно надевать маску, дышать под водой, какие показывать знаки, и что делать, если под маску попала вода. Как поясняет Наталия, инструктаж был кратким и длился буквально 15 минут.

— Инструктор вел себя несерьезно. На наши вопросы отвечал шутками. Денис спросил, как давно он работает, тот отшутился, что два дня. Хотя потом сказал, что 15 лет занимается дайвингом, — делится девушка. — Он не спрашивал нас о состоянии здоровья, есть ли у нас какие-то хронические заболевания.

Наталия говорит, что в Таиланде инструктаж длился около часа. Им все подробно рассказывали, показывали, а затем задавали вопросы: «Мы чувствовали себя как на экзамене». На отдыхе за границей туристы погружались группами по четыре человека, столько же было инструкторов, они находились рядом.

2.

После инструктажа Наталия и Денис надели костюмы и снаряжение. Затем зашли в воду. Они встали друг на против друга, инструктор рядом, и пробовали дышать под водой.

— Я первая опустила голову и поняла, что мне попадает вода под маску. Сказала инструктору, и он ее подтянул, — продолжает девушка. — Денис говорит ему: «Мне тоже поправьте, пожалуйста», на что тот ответил, что все нормально, и ничего не стал делать.

По словам Наталии, дышать под водой они учились 5 минут, у них нормально получалось, и инструктор предложил погружаться. Дайверы повернулись лицом к берегу и начали потихоньку отходить назад.

В этот момент Наталия поняла, что ее не тянет на дно. Хотя на ней был надет свинцовый груз. Девушка попыталась спустить жилет. «Я нажимала на кнопку спуска воздуха, но меня не тянуло вниз. Мне показалось, что она не работает», — вспоминает Наталия. В этот момент инструктор с Денисом уже были под водой.

— Александр резко потянул меня за ногу вниз. Мне опять попала вода под маску. У меня сбилось дыхание. Вода оказалась настолько мутная, как в болоте. В радиусе метра я еле-еле видела Дениса и нашего инструктора, — описывает девушка.

У Наталии началась паника, она бултыхалась в воде. Инструктор поднял ее на поверхность и спросил, что случилось. Девушка объяснила, что испугалась, потому что ей попала вода под маску, стала задыхаться. Наталия отказалась плыть.

— Он ответил: «Ладно, тогда сплаваю с Денисом, а потом вернусь за тобой». Я осталась на поверхности, у берега, они уплыли и больше мы Дениса живым не видели, — продолжает Наталия.

Денис перед погружением
Денис перед погружением

3.

Прошло полчаса. Столько должно было длиться погружение. Денис и инструктор еще не вернулись. К дайвинг-центру подошел мужчина, но не застав никого в помещении, вышел на берег.

В этот момент всплыл инструктор и крикнул: «Я потерял Дениса. Ищите пузыри на воде».

С пирса муж Наталии и тот мужчина стали внимательно смотреть на воду. Из-за ветра на поверхности появилась рябь, и ничего не видно. Инструктор нырнул, его не было минут пять: «Ну что, нет Дениса?». Пару минут побыл на поверхности и занырнул во второй раз. Его не было еще минут пять.

Инструктор дважды всплывал и говорил, чтобы искали пузыри на воде. На третий раз он всплыл с Денисом.

— Я смотрю с берега и понимаю, что Денис сам не плывет. Инструктор тащит его на себе. Когда они подплыли, я увидела, что Денис без сознания, у него изо рта идет кровь, — продолжает Наталия. — В руках у инструктора была маска Дениса, как он потом пояснил, сначала нашел ее, а уже потом его.

Ее муж и второй мужчина помогли вытащить Дениса из воды. Его подняли по лестницам и положили на землю.

— Инструктор говорит: «Откачивайте его». Сам вылез и стал снимать с себя баллоны. Мужчина, который подошел, и муж делали Денису искусственное дыхание, пытались помочь, — говорит Наталия. — Инструктор помог мне снять снаряжение, а затем начал бегать, убирать баллоны. Муж ему крикнул: «Ты куда? Иди помогай».

Втроем мужчины продолжали откачивать Дениса. Вызвали МЧС и скорую помощь. На берегу собралось много людей, и тогда инструктор предложил занести Дениса в помещение. Внутри он начал спускать баллоны. Приехавшие спасатели еще минут 40 пытались откачать Дениса. Но все безрезультатно. Врачи скорой констатировали смерть.

— Отец Дениса приехал через час после моего звонка. В это время инструктор молча пил чай на улице. До вечера мы прождали полицию, — продолжает девушка.

По ее словам, инструктор так и не извинился перед родителями Дениса. «Мы оба доверили ему свою жизнь, но он отнесся к этому безответственно», — считает Наталия.

4.

Родители Дениса считают, что потеряли сына из-за халатности инструктора. По их мнению, тот нарушил правила, закрепленные едиными стандартами дайвинга (PADI).

— Когда я приехал туда, спросил инструктора про последние минуты жизни сына. Он пояснил, что плыл первым, а Денис вторым. Это сразу вызвало у меня вопросы. Человек в первый раз погружался, инструктор должен плыть за ним или сбоку, чтобы контролировать ситуацию, — поясняет Олег Викторович, отец погибшего.

Инструктор дважды, через каждые три гребка, оборачивался к Денису, тот знаком показывал, что все хорошо. Когда Александр повернулся в третий раз, парня не было. «Он его потерял из вида, понимаете, хотя сын доверил ему свою жизнь», — продолжает отец Дениса.

Недопустимой, по словам родителей, была и глубина погружения — 10 метров. К тому же, в Байкале была плохая видимость, что осложняло нахождение под водой.

— В правилах PADI говорится, что первое погружение обязательно проводится в бассейне на безопасной глубине — не более 1,5-1,7 метра. Если какая-то внештатная ситуация возникнет, чтобы инструктор поднял новичка, объяснил ему, как правильно дышать, и дальше продолжил погружение, — отмечает Ольга Витальевна, мама погибшего.

По словам родителей, у сына не было проблем со здоровьем. Денис с детства занимался в хоккейном клубе «Ермак», был кандидатом в мастера спорта по тайскому боксу. Как показала экспертиза, смерть Дениса наступила от баротравмы легких (разрыв легочной ткани, связанный с повышением давления в легких — прим. авт.).

— Что-то произошло, а что именно сложно сказать. Под водой же все знаками нужно показывать, если инструктор уплыл вперед, как он их увидит, — добавляет Олег Викторович, — Для нас потеря сына — невосполнимая утрата. Нам теперь с этим жить. Просто не хочется, чтобы кто-то еще пострадал.

5.

Директор дайвинг-центра «Новое измерение», где произошла трагедия, лицензированный инструктор Андрей Бут считает, что произошел несчастный случай. В тот момент его не было на месте.

По словам Андрея, из-за пандемии дайвинг-центр три месяца не работал. Денис договаривался о погружении напрямую с инструктором.

— На базе дайвинг-центра создан клуб — общественная организация для проведения подводных мероприятий. Люди обученные приезжают по субботам и погружаются, хранят там снаряжение, — говорит дайвер. — Инструктор, с которым погружался Денис, у меня не работает, но является членом клуба. Квалификацию ему выдавала международная организация, он поехал за границу, обучился, получил сертификат инструктора.

Как пояснил директор дайвинг-центра, у инструктора свыше 5000 погружений в разных условиях. Они знакомы более 10 лет. Андрей Бут уверен, что перед погружением проводился инструктаж. Все снаряжение было исправно.

Андрей занимается дайвингом с 1999 года. Говорит, что под водой потерять человека из вида можно за три секунды: «Раз, два, три, все. Ситуация развивается мгновенно».

— Видимо в какой-то момент инструктор отвлекся, может показывал что-то, и потерял его из вида. Дальше он действовал, как положено, искал его, нашел, вытащил из воды. Полчаса помогал откачивать до приезда сотрудников МЧС, — продолжает Андрей Бут.

Причиной трагедии, по его мнению, скорее всего, стала паническая атака. Такое состояние возникает внезапно и длится несколько секунд. В этот момент человек не контролирует ситуацию, у него срабатывают инстинкты, заложенные природой.

— Что было причиной паники, я не знаю. Возможно, попала вода в нос. Обычно у людей паника начинается, если показалось, что в маске вода, или ее туда немного попало, что нормально. Тогда некоторые могут срывать с себя снаряжение, — говорит Андрей. — За годы погружений я не раз видел панические атаки. Люди нападали на меня под водой, на поверхности, срывали маски с лица. Вы до трех досчитать не успеете, а вас уже начинают топить.

Директор дайвинг-центра выразил соболезнования родным Дениса. «Я понимаю, что это трагедия. Все произошло непреднамеренно, инструктор его искал, боролся за жизнь парня», — объяснил директор дайвинг-центра.

6.

31 июля следственным отделом по Иркутскому району СУ СК РФ по Иркутской области возбуждено уголовное дело по факту оказания дайвинг-центром платных услуг, не отвечающих требованиям безопасности (пункт «в» части 2 статьи 238 УК РФ).

Как пояснили в пресс-службе СУ СК РФ по Иркутской области, в ходе предварительного следствия проводятся необходимые следственные и оперативно-розыскные мероприятия, а также экспертные исследования, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего.

7.

Инструктор, с которым погружался Денис, продолжает работать. По словам Наталии, 11 сентября они с мужем были в Листвянке. Пришли на место гибели друга, чтобы почтить его память.

— Мы были уверены, что после случившегося инструктора уволили. Подошли на пирс, смотрим, дайвинг-центр открыт. Постояли минуту, помолчали, поворачиваем голову и видим Александра в акваланге. Заметив нас, он сразу отвернулся. Мы, конечно, стояли в шоке. Человек по-прежнему проводит погружения, — говорит Наталия.

Родители Дениса будут добиваться, чтобы инструктора лишили лицензии. Поэтому решили придать огласке произошедшее.

— По закону, без решения суда, его не имеют права отстранить от этой деятельности. Но если по-человечески, как он может продолжать работать после того, что случилось? — говорит отец Дениса.

Алина Вовчек
IRK.ru
Фотографии предоставлены родителями и друзьями Дениса Злыгостева