Не секрет, что школьный учитель — профессия традиционно женская. И если в старшей школе еще встречаются учителя-предметники мужского пола, то в «началке» это диво невиданное. И каково же было удивление родителей 1 «В» класса школы № 20 в Ангарске, когда в августе они поднимали трубку телефона и слышали в ней: «Здравствуйте, меня зовут Вадим Павлович, и я буду учить ваших детей».

— На организационное родительское собрание тогда, 28 августа, пришли почти все родители, и не только мамы, но и папы. Мне даже в класс было немного страшно входить, испытывал некий мандраж, — вспоминает Вадим Близнец, учитель начальных классов.

Как оказался симпатичный, стильно одетый молодой человек (5 октября, в День учителя, Вадиму исполнится 21 год. — Авт.) в окружении 27 семилетних мальчишек и девчонок?

— Я вырос в селе Каразей Куйтунского района. Там жил на улице Молодежной. И не зря у нее такое название, там жило много молодых семей с маленькими детьми, а вот моих сверстников почти не было. Так что с детства возился с малышней в возрасте от трех лет и старше. Переиграл с ними во все игры: казаки-разбойники, московские прятки и так далее. Взрослые хвалили, что мне с ними удается так легко управляться. Даже в школе стали поручать проводить внеклассные мероприятия с малышами, работал вожатым одного из отрядов при школе на каникулах. И тогда уже понял, что мне хочется получить профессию, связанную с детьми. После окончания 11 классов хотел поступать в ИГУ на факультет истории и обществознания, но баллов ЕГЭ не хватило.

Ну и ладно, решил молодой человек и подал документы в Ангарский педагогический колледж. На курсе вместе с ним учился еще один парень, однако окончил колледж Вадим в гордом мужском одиночестве. Правда, с мечтой о высшем педагогическом образовании не расстался и сейчас заочно учится по специальности «Психология и социальная педагогика». А тут на ловца и зверь бежит — Вадима пригласили на работу в Ангарскую колонию для малолетних преступников на должность тьютора — педагога-наставника для вновь поступающих в колонию осужденных ребят.

Но пока любимое дело — это школа.

— То, что я не ошибся с профессией, я понял еще студентом, на практике. Мы ее проходили в одной и той же школе, и дети меня уже знали и каждый раз радовались, когда я приходил в класс. А в конце занятий не хотели отпускать, буквально облепляли и не давали уйти. Почему все-таки школа, а не детский сад? Да, такой выбор был — пока учился в колледже, я получил дополнительную специальность «организатор физической культуры» в дошкольном учреждении и подрабатывал им два с половиной года во время учебы. Но понял, что сфера физического развития мне менее интересна, чем развитие духовное и умственное, — утверждает Вадим.

Хотя это поприще на самом деле очень нелегкое. С самого начала Вадим сказал своим первоклашкам, что они могут задавать ему любые вопросы и он постарается найти на них ответы.

— Пока они больше интересуются миром вокруг, поэтому на уроки окружающего мира мне часто приходится готовить разные презентации. Последняя была на тему космоса, я отвечал на вопрос, сколько звезд на небе, — вспоминает Вадим.

А еще он замечает, что вызывает интерес не только у детей. В школу после занятий стали чаще заглядывать папы. Ведь им стало гораздо проще поговорить «как мужчина с мужчиной» об успеваемости своих детей, их поведении на уроках.

Ну и, конечно, новому коллеге удивились в учительской.

— Перед 1 сентября у нас был организован семинар по обучению работе с родителями. На меня там все косились, мол, мальчик не в ту аудиторию забрел. Наконец одна из женщин осмелилась спросить: «А вы из какой школы?» Ответил ей: «Из вашей». И надо было видеть ее глаза в этот момент! Сейчас ко мне уже привыкли, помогли разобраться с документами, — благодарен своим новым коллегам молодой человек.

Рано или поздно у учителей появляются свои любимчики. Чаще всего это те, кто хорошо учится, схватывает, что называется, на лету.

— Стараюсь этого избегать и, наоборот, использовать как педагогический прием, прося более быстро схватывающего тему ребенка вместе со мной объяснить ее тем, кто чего-то недопонял, — делится своим пока малым, но уже нарабатываемым учительским опытом Вадим. И утверждает, что специально готовить детей к школе не нужно: — Тем, кто уже умеет читать и писать, на уроках скучно, когда мы учим этому остальных.

Ну а после уроков начинается обычная учительская работа — заполнение документации, написание планов и конспектов, подготовка дидактического материала.

— У меня есть такой прием — в классе стоит дерево, на которое ученики в конце некоторых уроков вешают вырезанные из дерева яблоки. Я их сидел сам вырезал дома, и теперь мои дети с их помощью оценивают каждый проведенный со мной день. Если вешают их на макушку, значит, им все понравилось, они поняли все, что я им рассказал. Ну а если яблоки висят внизу, то мне есть над чем задуматься, — раскрывает еще один свой профессиональный секрет Вадим.

Новое поколение педагогов

Вадим Близнец не только успевает учить детей и придумывать для них что-то интересное на уроках. Он еще возглавляет центр волонтеров «Добро38», недавно выигравший грант на создание «Молодежной школы социального проектирования». В ней совместно с благотворительным фондом «Содействие» молодых людей будут учить писать проекты на соискание грантов различного уровня и помогать пройти путь от их создания до размещения на различных платформах и, наконец, получения. А еще молодой человек совместно с фондом «Содействие» работает над проблемой трудоустройства инвалидов.

Baikal Info