«Мне тогда всего два месяца было – и, конечно, папу я не помню и обо всём, что с ним произошло в то роковое дежурство, знаю из рассказов мамы и статей старых газет, – говорит заместитель начальника СО-1 Следственного управления УМВД России по Ангарскому городскому округу майор юстиции Жанна Куценко. – Ночью раздался телефонный звонок: отца вызвали на работу. В 12 микрорайоне был ограблен магазин «Юбилейный» – злоумышленники забрали магнитофон. Папа взял Рута и ушел. Когда их экипаж прибыл на место, возле магазина никого не было. Зато неподалеку они заметили тени двух людей. На окрик «Стой! Милиция!» неизвестные кинулись бежать в разные стороны. Отец погнался за одним, его напарник – за другим. Рут следовал за папой. Им удалось нагнать преступника. Папа схватил его за правую руку, тот резко развернулся и почти в упор выстрелил. Грабитель оказался левшой. Следующим выстрелом он ранил собаку и убежал. Задержали его только спустя два года, когда он из того же оружия убил семейную пару, завладев их машиной».

По злой иронии судьбы, милиционер и его убийца, 17-летний Вязьмин, были чем-то похожи. Оба осиротели рано, в 14 лет, оба воспитывались сестрами, учились в ПТУ. На этом сходство заканчивалось. В отличие от Вязьмина Александр Куценко был очень ответственным, трудолюбивым, дружелюбным человеком. Занимался спортом (кандидат в мастера спорта по самбо), отказавшись от положенной ему отсрочки, пошел служить в армию, срочную службу в Монголии закончил командиром танка. После демобилизации вернулся в СРСУ-3, где до армии работал сварщиком. А в милицию направлен трудовым коллективом в 1980 году. Через четыре года стал инспектором-кинологом.

«Мама говорит, что папа с детства любил животных, отлично понимал их, а они – его. Слушались буквально с одного взгляда, – рассказывает Жанна Куценко. – Немецкую овчарку Рута он сам готовил к службе в милиции – проводил с ним тренировки и дома, и на прогулках. Бывало, идут они с мамой по улице, папа возьмет ее варежку и просит спрятаться. Рут по запаху варежки всегда находил маму – точно по следам. За год до своего последнего дежурства папа уже попадал в большую переделку – по нему стреляли забаррикадировавшиеся в квартире преступники. И тогда Рут принял удар на себя – закрыл собой папу от пули. Раненого пса папа выхаживал сам. После гибели отца Рут жил в нашей семье еще лет пять. Он был очень умный. Мама работала в ресторане «Баргузин» – ее смена закачивалась далеко за полночь. А жили мы в 15 микрорайоне. Страшно было в такую пору одной возвращаться! Так вот Рут всегда ее встречал и провожал. Бабушка выпускала его из дома к концу маминой смены – пес пробегал улицу Социалистическую и точно в нужный момент ждал маму у служебного выхода ресторана».

Сержант Александр Куценко был посмертно награжден медалью «За отвагу». Его дочь Жанна такая же исполнительная и ответственная, как отец, и форма ей к лицу. «Я с детства знала, что буду работать в органах правопорядка, – признается она. – Спортом всегда занималась – плаванием, – потом пошла в школу «Мужество», поступила в институт МВД, стала следователем. Мама никогда не была против… За шесть лет службы в органах папа получил 15 личных поощрений. Многие вспоминают его как исключительно мужественного человека. И я ношу его фамилию, которая ко многому обязывает…»

Газета «Свеча» при поддержке Пресс-службы УМВД России по Ангарскому городскому округу